Не успев как следует развиться, блогосфера может превратиться в анахронизм. На смену обычным блогам вместе с мобильным интернетом идет микроблогинг: искусство за интересовать тысяч и людей словами, в которых совсем "немного букв".
Тимофей Яржомбек
"С начала я не понял, в чем прикол. Когда зарегистрировался на Twitter, то через неделю устал писать о том, что сижу в аэропорту или потею на фитнесе", - говорит Джоэл Чизмэн, один из ведущих специалистов США по интернет-рекрутменту. Но после того как Google купил конкурента Twitter Jaiku за $12 млн, отцы интернета дружно признали: будущее за микроблогингом - и Чизмэн решил войти в реку второй раз. "Я поставил на телефон мобильную версию Facebook и снова стал микроблогером, на этот раз посредством социальной сети. И постепенно понял, что теперь общаюсь с малознакомыми людьми совсем новым, невиданным в прежнем интернете образом. День за днем, минута из минутой я узнаю их привычки, болезни и внутренний мир: за кого они болеют в хоккее, как часто ходят на вечеринки, в каких отношениях с отцом, что делают и чувствуют в данную секунду. То же самое они теперь знают обо мне. Недавно я был в Хьюстоне и написал, что за ужином наслаждаюсь фахитос. И сразу несколько человек известило меня, что хотели бы присоединиться для разговора за парой кружек "Короны". Один из них стал моим клиентом - в этот момент я осознал бизнес-потенциал микроблогинга".
Дата рождения микроблогинга - это, вероятно, появление в 2006-м интернет-сервисов Twitter и Jaiku. Микроблогинг отличается от традиционного дневника прежде всего лаконизмом, большей частотой постов и личным акцентом высказываний. Вместо рассуждений о Бараке и Клинтон или о новом альбоме Radiohead микроблогер оставляет путевые росчерки по мере проживания дня: "Устал как собака", "Тренирую секретарш". По сути это молчаливый бродкастинг собственных мыслей, поступков и состояний в режиме реального времени. Микроблогер подобен дельфину, проницающему пространство информационным ультразвуком. Любой желающий может "зафоллоувить" (от follow - следовать) ваш дневник, записи из которого будут отражаться на одной странице с собственными записями "фоллоувера". На той же странице в сплошном потоке сообщений появятся и ваши комментарии, если вы захотите обратиться к хозяину дневника. Учитывая, что "друзей" у микроблогеров бывают сотни и тысячи, для непривычного взгляда страница дневника превращается в кашу, однако для его хозяина такая модель "все в одном" - весьма комфортная штука, разом заменяющая ICQ, Skype, Jabber, Google Talk и иногда даже блоговые платформы. Один из основателей и креативный директор Twitter Б ИЗ Стоун успел поработать в ряде стартапов и в Google, где занимался блогосферой. 11700 его фоллоуверов постоянно читают записи, аналогичные заметкам от 10 июня: "8.26. Еду в Пало-Альто на арендованной "Мазде" - шикарно", "13.26. Собираюсь поработать", "14.32. ЗашелвАрр1е Store - о-хо-хо! Дико проголодался, но должен ждать приятеля, который хотел присоединиться к ужину кебабами". Известный американский бизнес-антрополог Грант МаккрЭКбН в интервью СФ так охарактеризовал появившийся в 2006 году сервис: "Микроблог - это ошметки информации о том, что происходит в моем мире. Эта информация сама по себе не важна, но она создает предпосылки для контакта, контакт превращается в связь, связи в сеть, а нетворкинг выполняет все нужные нам функции - находит работу, друзей, приятные отели. Я думаю, потенциальная аудитория микроблогов - все человечество".
Твиттероиды и извращенцы
КОМПАНИИ по всему миру, от многомиллиардных Toyota, Jetblue, Dell и Comcast до небольшой самарской дизайн-студии Turbomilk, используют Twitter и другие сервисы микроблогинга для общения сотрудников и клиентов. NBC и The New York Times делятся в своих микроблогингах эксклюзивом с особо преданными читателями. Бывший евангелист Apple Гай Кавасэки признается, что свой последний проект - Alltop.com, компиляцию лучших деловых блогов в англоязычной сети, построил с помощью Twitter.
Вот что говорит по этому поводу Тони Сейх, СЕО крупнейшего обувного онлайн-магазина Zappos: "Ты шлешь SMS с телефона или пишешь с ноутбука, и информация моментально транслируется всем, кто записал тебя в друзья. Сперва это кажется странным, даже неестественным занятием, но, поверьте мне, вы обнаружите, что это прекрасный способ оставаться на связи с тем, кого вы знаете и кто вам интересен". Однажды по прилету в свой офис в Лас-Вегасе Сейх написал в Twitter: "Только что приземлился в Вегасе". Раньше ему не пришло бы в голову написать кому-нибудь такое сообщение, но в культуре Twitter принято фиксировать отрезки своей жизни как можно чаще. "И так случилось, что один из моих контактов покидал Лас-Вегас, ожидая рейса в баре. Я к нему присоединился, мы выпили и поговорили о возможных совместных проектах. Сам бы я никогда не узнал, что он неподалеку и мне не пришло бы в голову позвонить ему". Кстати, вот последние сообщения со страницы Сейха на Twitter: "Только что прилетел в Вегас. Получил кучу твиттеров [сообщений] о бета-версии нашего нового сайта. Круто, спасибо!", "Хочу чаще встречаться с клиентами. В понедельник я выберу случайного фоллоувера для бесплатного путешествия на двоих в Вегас для развлечений и ланча со мной".
Егор Гилев и его компаньоны из самарской дизайнерской компании Turbomilk пока не могут возить клиентов в Лас-Вегас, однако тоже идут в Twitter на контакт как только могут: "Кстати, а мы обычно проводим совещания топлес. Так существенно быстрее и оживленней. Фотки скоро на нашем фликре" (17.35,6 июня) или "Уважаемая компания "Адоб", сделайте пожалуйста "Иллюстратор" без глюков. Достало, ей-богу" (19.03, 5 июня). И как общее пожелание, вынесенное в анонс микроблога: "Следите за нами внимательно, извращенцы".
Агония микроблогера
СЕГОДНЯ лидирующая микроблоговая платформа Twitter обрабатывает 3 млн сообщений в сутки, привлекая более 2 млн посетителей. Конкуренты - Jaiku, Pownce, Kyte, Plurk и т. д., всего более 200 сервисов - заметно отстают. Стоимость Twitter, компании со штатом менее 50 человек, оценивается в $75-80 млн (это заставило Google купить гораздо более дешевый Jaiku), и эта цифра постоянно растет. Еще в июле 2007-го за $5 млн инвесторы Twitter получили примерно 20% акций. В мае 2008-го Twitter повторно привлек финансирование и получил еще $15 млн. При этом считается, что компания уже третий год не зарабатывает ни копейки. Почти под любым сообщением о Twitter в блогах и форумах вроде культового TechCrunch следуют вопросы: "Ну и как они зарабатывают? Не могу уснуть, у меня агония из-за неведения". Беспокойство гиков о Twitter сильно напоминает шумиху вокруг фигуры основателя "В контакте" Павла Дурова, которого, словно героя фильма "Берегись автомобиля!" Юрия Деточкина, обвиняли в "угоне" интерфейса Facebook ради сомнительных мотивов помощи русскоязычным пользователям.
Передел интернета
ПОКА Twitter и его "братья меньшие" развиваются по известному "гугловскому" закону: сначала стань большим, а бизнес-модель придумается. Или ее придумает тот, кто вас купит, например Google. "Если Google обратил внимание на их конкурента Jaiku, значит на этом рынке можно заработать", - считает Тим О' Рейлли, легенда движения Web 2.0. Запущенная в июле 2007-го Jaiku основана финнами Яри Энгестремом и Петери Коппоненом. Она в 20 раз уступает Twitter по популярности, однако считается более перспективной с точки зрения отправки и размещения контента с мобильных телефонов. По мнению О'Рейлли, Google - единственный из интернет-гигантов, кто много думает о мобильном интернете как о новой эпохе. К экспансии в мобильный веб его подталкивает, в частности, анализ популярности мобильников. Название iPhone, коммуникатора, сделанного специально для работы в мобильном интернете, пользователи набирают в поисковике в 50 раз чаще других моделей телефонов. "Мы думали, что это какая-то ошибка и заставили инженеров проверить логи программы еще раз", - заявил Вик Гундотра, глава подразделения мобильных сервисов Google на последнем Mobile World Congress в Барселоне.
Нэт Торкингтон - известный программист и журналист из Новой Зеландии - один из самых ярых приверженцев "мобилизации" интернета и микроблогинга. Вот, например, его записи от 10 июня: "9.06. Тупо, но я должен регистрироваться на сайте Оклендского университета, чтобы скачать тезисы одного чувака. Вот тебе и открытость науки, мои яйца!", "9.11. Motherfuckers! Я зарегистрировался на их сайте и все равно не могу войти к этим моллюскам "согласно инструкции по копирайту"". "Мобильный веб грядет, и iPhone - первый пророк его", - утверждает Нэт. Коммуникаторы типа iPhone вместе с сервисами вроде Twitter и Jaiku неотвратимо изменят интернет, считают эксперты. Телефон станет универсальным средством коммуникации с миром - от оплаты счетов и навигации до продвинутого общения. Цифры играют "футуристам" на руку: уже сейчас в мире работают 3,3 млрд мобильных телефонов (против 0,98 млрд компьютеров). Доходы от мобильного контента выросли с $2,7 млрд в 2005 году до $6,9 в 2007-м. Перспективы микроблогинга как коммуникационной начинки телефона практически всеми признаются радужными. И все ждут, когда же Twitter начнет делать деньги.
С суперпользователя по нитке
ГУРУ ХАЙ-ТЕК журналистики, создатель популярнейшего технического блoгa GigaOM Oм Малик недавно заявил: "Хотя Twitter остается игрушкой технической элиты, все больше обычных людей приобщается к сервису. И мощности ресурса уже не хватает на всех". По мнению Малика, популярные гики вроде Лео Лапорте (37 тыс. фоллоуверов) и Роберта Скобла (25 тыс.фоллоуверов) должны достать кредитки. "Twitter должен брать деньги с Лео, Скобла, меня, Майкла Аррингтона и всех кто имеет более стафоллоуверов. Например, по $10 в месяц за 1000 фоллоуверов. То есть Скоблу нужно раз в месяц заплатить $250". Пока "тысячники" микроблогинга - это популярные персонажи интернет-тусовки. Сообществу гиков интересно наблюдать за их повседневной жизнью. Малик предлагает разбавить микроблоги рекламой. "Я думаю, многие из нас извлекают прибыль из этого сервиса, промотируя себя и свои компании. Так почему он не может зарабатывать на нас?".
Но компания, похоже, решила пойти по-другому пути. Японский Twitter, стартовавший в апреле 2008, уже содержит рекламу. ДЖОИ Ито, глава Digital Garage, японского партнера Twitter, заявил: "Рекламу всегда труднее прицепить к изначально свободному от нее проекту. Поэтому в Японии она будет с первого дня". Одним из ключевых партнеров японского стартапа стала Toyota. Реклама на Twitter должна направлять посетителей на микроблог компании. "Идея в том, чтобы привлечь как можно больше компании к корпоративному микроблогингу. А затем они сами начнут привлекать читателей к своему дневнику", - говорит Ито. Любопытно, что на пока безрекламном международном Twitter Токио - самый микроблогерский мегаполис. Более 30 тыс. сообщений постятся оттуда ежедневно - в два раза больше чем из Нью-Йорка. В связи с этим рекламщики гадают, останутся японцы на свободном от рекламы англоязычном ресурсе или стерпят "корпоративщину" во имя родных иероглифов. Между тем, недавно один из разработчиков Twitter, Алекс Пейн, сообщил о заинтересованности компании в партнерстве с Google по программе использования рекламных площадок Google AdWords. "На фоне сплошного текстового потока любая реклама будет очень заметной", - радуются измученные вопросами о заработке Twitter микроблогеры грядущему обогащению сервиса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий